Отзывы

Николай Петрович БУРЛЯЕВ, народный артист России,

президент Международного форума искусств «Золотой витязь».

Как члену Патриаршего совета по культуре, мне часто приходится бывать в храме Христа Спасителя. Бывает, что идёт заседание Совета, а под сводами храма разносится пение Патриаршего хора, которым руководит Илья Толкачёв. Иногда даже отвлекаюсь на минуту от работы – не может не привлечь внимание яркое, свежее, исполненное христианской радости звучание хора.

И на богослужениях в храме Христа Спасителя, где тоже, как москвич и православный человек, бываю, с удовольствием слушаю хор Толкачёва. Регент – сам светлый человек, и звучание его коллектива светлое. И сильное.

Очень радует репертуарная политика хора. Никогда мне не забыть, как и многим, уверен, другим любителям музыки, то Рождественское богослужение, когда прозвучало «Странное Рождество» Георгия Васильевича Свиридова. Знаю, что не все музыканты и церковные деятели одобрили тогда регента – это, мол, не церковная музыка, исполнять её в храме, да ещё главном храме страны, кощунственно.

Так могут мыслить только недалёкие люди. Пусть Свиридов, начиная в 80-х писать свой гениальный цикл «Песнопения и молитвы», не знал и не мог подумать, что они будут исполняться в храмах, он сочинял музыку Божественную. Она, несомненно, вдохновлена Создателем. И до неё тянуться и тянуться критикам-фарисеям, которые уверены, что уж в их-то репертуаре всё правильно и безгрешно. Порой там действительно всё формально правильно. А Бога там нет. А Свиридов напрямую говорил с Богом. И я, как младший товарищ и ученик Георгия Васильевича, благодарен Илье Толкачёву, что он исполняет Свиридова и других современных композиторов, вносящих в православную музыку новое, искреннее, свежее.  


Владимир Борисович ДОВГАНЬ, заслуженный деятель искусств России, член правления Союза Московских композиторов.

Исполнение русской духовной музыки хором храма Христа Спасителя под управлением Ильи Борисовича Толкачёва производит яркое впечатление. В нём сочетаются духовное постижение глубины и высоты песнопения Русской Православной церкви с тонким проникновением в художественный замысел сложнейших авторских партитур. Хор обладает великолепными качествами сольного ансамблевого пения, богатой звуковой палитрой разнообразных тембров и нюансировки. Представляется очень важным то, что хор включает в свой репертуар новые духовные сочинения, оказывая тем самым благотворное влияние на современный творческий процесс, способствуя появлению новых партитур и развитию новой духовной музыки. Глубокое восхищение и уважение вызывает яркая личность руководителя хора – Ильи Борисовича Толкачёва, глубокого музыканта, дирижёра и композитора. 


Нина  Васильевна  КАРТАШОВА, поэтесса, теле- и радиожурналистка, ведущая православных литературно-музыкальных концертов.

Лауреат премий Александра Невского и Ивана Ильина.

Хор Толкачёва? Ну, во-первых, это образцовое партесное пение. Кстати, знаменное пение в храме Христа Спасителя неуместно – не таковы интерьеры, не такова эпоха. А то, что мы сейчас имеем такой хор – прекрасно. Он прекрасно звучит, на мой взгляд – замечательно. Хочу даже это проиллюстрировать своим стихотворением о музыке.

 

Музыки  радость   и  легкость  босая 

Ходит,  стопами   не   задевая 

Этой земли, этих волчцев  и  терний.

Музыки вечером свет невечерний…

Грянут ли трубы, медью сверкая,

Или орган, ко Творцу воздыхая,

Арфа ли морем вдали зарокочет –

Сердце любви и печали захочет.

 

Если же гласы церковного хора 

В отзвуках мощных сводов собора,

Колокола загудят перезвоны,

Заговорят по-славянски иконы, – 

Язвы и моры от нас отступают, 

Духи нечистые нас отпускают, 

Сердцу со звуками хочется слиться,

К небу взлететь и звенеть, и молиться.

 

Вот такие строки  у меня о церковном пении. И я думаю, что храм Христа Спасителя, храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года, соответствует и пению тому. Слава Богу, что есть такой хор. Хотелось бы, может быть, чтобы он стал мощнее по составу, как легендарные дореволюционные хоры. Но это – дело будущего.


Владимир Николаевич КРУПИН, русский писатель. Сопредседатель Союза писателей России. Первый лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. С 1998 года главный редактор христианского журнала «Благодатный огонь». Многолетний председатель жюри фестиваля православного кино «Радонеж». Преподаватель Московской Духовной академии.

Как отрадно, что регент храма  Христа спасителя Илья Толкачёв расширяет репертуар хора благодаря сочинениям современных православных композиторов – Георгия Свиридова, его учеников Антона Вискова и Ивана Вишневского, других замечательных авторов! 

Молитвенность и духовность… Для воцерковлённых людей это очень важно. Искренняя молитва размягчает сердца, она готовит человека к восприятию Бога. Удивительно хорошо, когда светский человек может видеть в музыке и суровый аскетизм, и нежное очарование – всё, что угодно, но вдруг, когда музыка втягивает его в сферы небесные, в миры духовные, говорит ему о Вечности, о Боге, – она вводит в церковную ограду, и это необыкновенно хорошо. Вот эти звуки ангельские хор Толкачёва создаёт. Хочется просто глаза закрыть и растворяться в этих  молитвах и песнях. И очень радостно, что именно в нашем главном храме существует такой хор. Я желаю ему многолетия, благоденствия и того, чтобы все его слушатели превращались постепенно в прихожан наших православных храмов. 


Борис Иванович КУЛИКОВ – русский хоровой дирижер; заслуженный деятель искусств России, профессор Московской консерватории. В 1965году организовал Камерный хор Московской консерватории; был проректором, затем ректором консерватории (1975-1990).

Я не просто посетитель, а, как всякий православный человек, тем более москвич, я  бываю и буквально «живу» в храме Христа Спасителя. Мне всегда было невероятно важно, как музыканту, тем более – хоровому музыканту, исполнение песнопений, хоровое наполнение службы. Дело в том, что в пении начало религиозности. Ведь что такое пение? Это единение. Причём такое, о котором мы сейчас порой даже представления не имеем: для нас хоровое пение означает высшее проявление и слиянность вокальной сути звучания и духовного начала, а во времена первых христиан в катакомбах единение было равносильно жизни и смерти…

Я пережил все ступени восстановления храма Христа Спасителя, когда был ремонт, когда восстанавливали акустику, которая была, по словам современников, неподражаемой до разрушения. Когда шёл ремонт, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который ко мне благоволил, приглашал для консультаций, и я в этом участвовал всей душой, всем существом своим. Мне тогда далеко не всегда нравилось, как устоялось хоровое дело и звучание голосов певчих. Но после того, как начал функционировать наш удивительный, великий храм, произошло много невероятных чудесных превращений. Одно из них – то, что в храме звучит такой прекрасный, цветущий хор. Это произошло с приходом регента Ильи Толкачёва, которого я раньше не знал. Я рад, что у него поют мои близкие, воспитанники, имеющие очень неплохую музыкантскую огранку. От всей души желаю счастья и всякого процветания этому коллективу.   


  Вячеслав Михайлович ЩУРОВ, фольклорист, дирижёр и артист хоровых коллективов, заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории.

Хор в храме Христа Спасителя под руководством Ильи Борисовича Толкачёва, это, конечно, замечательный, слаженный, коллектив, отточенный ансамбль, поющий очень выразительно, музыкально. Хороши они ещё и тем, что поют не только русскую музыку прославленных авторов прошлого, но и не боятся исполнять современных композиторов. На мой взгляд, этот хор – один из лучших в Москве. Я сам несколько лет пропел в Московском камерном хоре Владимира Николаевича  Минина, это замечательный дирижер, я преклоняюсь перед его талантом. Мне кажется, что хор храма Христа Спасителя по сочности, свежести звучания сопоставим с этим прославленным коллективом. 

 

 

 


Photo (2)Natalia Haszler (Germany) – композитор, доктор музыкальных искусств. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга и Филармонического Общество Санкт-Петербурга.

Лауреат I премии II. Всероссийского конкурса композиторов им. А.П. Петрова (2008).

Лауреат II. степени I. Международного конкурса композиторов «300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры посвящается…» (2011).

Высокое исполнительское искусство Патриаршего хора храма Христа Спасителя является продолжением традиций мастеров прошлых эпох с новыми акцентами, возникающими благодаря проницательному музыкальному вкусу и композиторскому таланту его руководителя Ильи Борисовича Толкачёва. Благодаря точному выбору богослужебного по духу репертуара, включающего как выдающиеся творения русской духовной классики (таких, как сочинения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, П.Г.Чеснокова, А.Т.Гречанинова), так и сочинения современных композиторов (Г.В.Свиридова, Б.М.Феоктистова, А.О.Вискова, В.Б.Довганя и др), в храме создаётся высокая по силе напряжения музыкально-молитвенная атмосфера свежести и глубины, заставляющая слушателя испытывать душевный трепет и ликование.

Прекрасные качества ансамблевого и сольного пения, присущие этому коллективу, становятся не только выражением профессионального мастерства, основанного на технических методах и приёмах. Для хора каждое богослужение является, в первую очередь, молитвенным подвигом. Бесспорная ценность «живого» православного хорового искусства, занимающего особое место в современной мировой культуре, определяет и огромное значение той миссии, которую берут на себя хоровые коллективы, исполняя и в храмах и на концертной эстраде великие творения православной музыки.

Илья Борисович Толкачёв является не только достойным руководителем Патриаршего хора, но, как и его многие предшественники на этом посту, вносит свой творческий вклад в обогащение репертуара хора, создавая собственные духовные сочинения, отмеченные талантом и глубоким пониманием специфики православной хоровой музыки.