ПУБЛИКАЦИЯ В THE CLASSICAL REVIEWER С РУССКИМ ПЕРЕВОДОМ

CHRISTOPHORUS RECORDS ВЫПУСТИЛ ПОТРЯСАЮЩИЙ ДИСК РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ, ЗАПИСАННОЙ МОСКОВСКИМ ПАТРИАРШИМ ХОРОМ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ.

После Октябрьской революции 1917 года коммунистический режим отбирал собственность Церкви, высмеивал религию, преследовал верующих и насаждал атеизм в школах.

Новая власть разрушила или отдала под светские нужды тысячи захваченных церквей и монастырей.

Первое здание Храма Христа Спасителя строилось более 40 лет в течение 19-го века. В 1882 году в нём состоялась мировая премьера увертюры Чайковского «1812 год». По приказу Сталина храм разрушили в 1931 году. На его месте планировали возвести Дворец Советов, чтобы разместить в нём законодательный орган страны, Верховный Совет СССР. Строительство началось в 1937 году, но в 1941 году прекратилось с нападением на Советский Союз нацистской Германии. Стальной каркас демонтировали на следующий год, и сам дворец так и не был завершён. После распада Советского Союза Собор был восстановлен в виде, максимально приближенном к первоначальному.

Московский Патриарший хор Храма Христа Спасителя (http://pch.xxc.ru) записал для Christophorus Records (www.christophorus-records.de/v2.php) духовные хоровые произведения Александра Александрова, Николая Голованова, Александра Никольского, Павла Чеснокова и Александра Кастальского, созданные в тот период истории, когда Россия переживала необычайный подъём, что оказало глубокое влияние на жизнь и творчество этих композиторов. Название диска – «Hidden Music of the Russian Church» – Музыка Русской Церкви: спасённое сокровище.

Дирижёр – Илья Толкачёв.

Александр Александров (1883-1946) известен тем, что написал мелодию государственного гимна Советского Союза. Бывший певчий Казанского собора и автор духовной музыки, он, кажется, без затруднений превратился в советского композитора и даже снискал расположение Сталина.

Его «Благослови, душе моя, Господа» (Первый антифон Божественной Литургии) в исполнении прекрасного хора Храма Христа Спасителя отличается нежным плавным течением и восхитительными тесситурами, достигая подчас огромной мощи и экстатичности.

«Во Царствии Твоем помяни нас, Господи» (Третий антифон Божественной Литургии) имеет приглушенное начало и нарастает, проходя через череду найденных композитором красивых интервалов и гармоний, из которых «вырастает» тенор Сергея Година, поющего прекрасным, очень русским голосом. Это потрясающее произведение, которое страстно поднимается всё выше и выше.

Евгения Чижикова, сопрано, открывает «Тебе поем» (фрагмент Евхаристического канона) и ведёт хор за собой, беря несколько потрясающе высоких нот, сплетающихся вокруг хора, который заканчивает произведение вокализом басовых голосов.

Ирина Тарабурина, сопрано, возвышается над нежной хоровой линией в изысканном песнопении «Отче наш» (песнопение Божественной литургии) – здесь голос солиста, часто становясь страстным, парит над чудесной аркой хорового звука.

«Хвалите имя Господне» (в мажоре) (песнопение Всенощного бдения) открывается женскими голосами, к которым вскоре присоединяются мужские, поющие слова песнопения поочерёдно и затем сплетающие тонкую хоровую ткань из прекрасных созвучий, иногда резко устремляясь ввысь, наполняя весь акустический объём Собора.

В неспешном течении «Хвалите имя Господне (ре минор)» (песнопение Всенощного бдения) слышны приятные благозвучные тесситуры и гармонии, восхитительное звучание хора проходит все этапы стремительного «рождения» мелодии, и каждый вокальный пласт слышен сквозь ткань мелодии.

«От юности моея» (Степенный антифон Всенощного бдения) – это более тихое, нежное и в то же время неспешное произведение, прекрасно написанное и с хорошим голосоведением. Хор исполняет его с большой чувствительностью, местами слышно чтение на распев.

Николай Голованов (1891-1953) в возрасте девяти лет был принят в Московское синодальное училище, где впоследствии преподавал. Сочиняя духовные хоровые произведения, он не выслуживался перед советской властью. Сталин считал его «явлением антисоветского порядка». Впоследствии Н. Голованов работал дирижером, в числе его премьер – исполненная в мае 1924 года Шестая симфония Николая Мясковского (1881-1950).

Кондак Великой Субботы на полунощнице «Бездну заключивый» как по волшебству вырастает из сумрака, принося с собой необычайно богатые глубокие цвета и гармонии. Часто возникающие глубокие русские басы усиливают впечатление.

«Херувимская» («монастырская», обработка для смешанного хора М. Котогарова) (песнопение Божественной литургии) имеет тихое начало с превосходными гармониями. Хор использует акустику для достижения тонкого эффекта, когда басы рокочут под основной звуковой линией хора. Мелодия нежно поднимается и опадает, в середине более живо и возбуждённо устремляется ввысь, а затем достигает красивого и сдержанного окончания.

Александр Никольский (1874-1943) был сыном русского православного священника и с детства пел в разных церковных хорах. Он преподавал хоровую музыку, теорию музыки, контрапункт и музыкальную этнографию в ряде учебных заведений в Москве, в том числе в Московском Синодальном училище церковного пения и в Московской консерватории. Кроме того, он написал множество статей по хоровой и церковной музыке.

В начале «Свете тихий» (песнопение Всенощного бдения) женские голоса нежно поднимаются, выводя прекрасную мелодию. Затем к ним присоединяются другие. Вместе они понемногу усиливаются, пока чудным образом не заполняют пространство, обретая при этом необычайное сияние. В произведении есть момент тишины, возникающей в рамках волнообразного развития мелодии, после которого хор выдаёт сильный и уверенный звук, чередующийся до окончания с более тихой темой.

Полное насыщенных цветов и тесситур, создающее чудесную среду песнопение «Тебе поем» (фрагмент Евхаристического канона) открывается низким звучанием, а затем величественно устремляется к высотам. После ряда чудесных пассажей оно ниспадает до глубин. Это совершенно изумительное произведение.

К тридцати годам Павел Чесноков (1877-1944) написал около четырёхсот духовных хоровых произведений. Однако революция положила этому конец. Чтобы обойти запрет на сочинение духовной музыки, он дополнительно написал ещё сотню светских произведений и управлял такими светскими хорами, как Московский академический хор и Хор Большого театра.

Приятное течение «Херувимской» (из Божественной Литургии) имеет нежное, тихое и красивое начало. Затем звук величественно устремляется ввысь с удивительной сдержанной силой. Хор демонстрирует все без исключения красивые стороны этого произведения. Звук вспыхивает радостью перед окончанием, увенчивая эту чудесную работу.

Богатые тесситуры открывают «Достойно есть» (Богородичный гимн Божественной Литургии), а звук хора приятно течёт, нежно пульсируя с каждым шагом, страстно устремляясь ввысь перед приглушенным окончанием.

Александр Кастальский (1856-1926) преподавал фортепиано в Московском Синодальном училище и стал помощником регента Московского Синодального хора. Позже он был директором и того, и другого, пока школу не распустили и не объединили с хоровым факультетом Консерватории. Хор был вынужден сменить репертуар с духовного на народный. Для него Кастальский создал более 130 произведений, утвердившись в качестве крупного композитора в псевдорусском стиле. Он оказал влияние на таких авторов хоровых произведений, как Сергей Рахманинов (1873-1943), Виктор Калинников (1870-1927), Александр Гречанинов (1864-1956) и Павел Чесноков.

Сольный тенор (Сергей Годин) начинает петь «Ныне отпущаеши» (песнопение Всенощного бдения), затем к нему присоединяется хор, а тенор и дальше продолжает оставаться выше хора. Это прекрасное, очень русское произведение, мелодия которого движется то вверх, то вниз. Звук достигает ряда особенно утончённых хоровых тесситур и падает в басы в завершении.

Хор радостно устремляется ввысь в начале «Да воскреснет Бог» (пасхальное песнопение), отдельные секции хора искусно используют акустику храма, поднимаясь выше и возвращаясь вниз в изумительных пассажах, выходя на устремлённое ввысь незавершённое окончание.

Это потрясающий диск духовной русской музыки, которую стоит услышать.

Инженерам удалось охватить объёмную акустику Храма Христа Спасителя, сохранив в то же время теплоту и нюансы звучания. Московский Патриарший хор – это коллектив первоклассных исполнителей, и эти песнопения – у них в крови.

Диск сопровождают отличные аннотационные буклеты с переводом на английский и немецкий. Приводятся красивые цветные фотографии купола нового собора, собора в снегу, а также фотография разрушения старого здания собора в 1931 году.

Перевод – Герман Гладышев

The Classical Reviewer

http://theclassicalreviewer.blogspot.ru/2016/06/christophorus-records-release-terrific.html

CHRISTOPHORUS RECORDS RELEASE A TERRIFIC DISC OF SACRED RUSSIAN MUSIC FEATURING THE MOSCOW PATRIARCH CHOIR RECORDED IN THE CATHEDRAL OF CHRIST THE SAVIOUR, MOSCOW

After the October Revolution in 1917, the Communist regime confiscated church property, ridiculed religion, harassed believers, and propagated atheism in schools.

Thousands of churches and monasteries were taken over by the government and either destroyed or converted to secular use.

The Cathedral of Christ the Saviour was originally built over 40 years during the 19th century. The original church was the scene of the 1882 world premiere of Tchaikovsky’s 1812 Overture. It was destroyed in 1931 on the order of Stalin. Its demolition was intended to make way for a Palace of the Soviets to house the country’s legislature, the Supreme Soviet of the USSR. Construction started in 1937 but was halted in 1941 when Nazi Germany invaded the Soviet Union. Its steel frame was taken down the following year and the Palace never built. Following the dissolution of the Soviet Union, the Cathedral was rebuilt, replicating the original with extraordinary accuracy.

The Moscow Patriarch Choir of Christ the Saviour Cathedral http://pch.xxc.ru have recorded for Christophorus Records www.christophorus-records.de/v2.php sacred choral works by Alexander Alexandrov, Nikolai Golovanov, Alexander Nikolsky, Pavel Chesnokov and Alexander Kastalsky representing a period of Russian history that saw great upheaval which had a profound effect on the lives and careers of these composers. Entitled Hidden Music of the Russian Church the Moscow Patriarch Choir is conducted by Ilya Tolkachev.

Alexander Alexandrov (1883-1946) famously wrote the music for the national anthem of the Soviet Union. A former chorister in Kazan Cathedral and composer of sacred music, he seemed to find no difficulty transforming himself into a Soviet composer, even gaining favour with Stalin.

His Bless the Lord, O My Soul (First Antiphon from the Divine Liturgy) has a beautiful gentle flow with lovely textures from this fine cathedral choir, rising to moments of great power and ecstasy. In Thy Kingdom Remember Us, O Lord (Third Antiphon from the Divine Liturgy) rises from a hushed opening with this composer finding some lovely intervals and harmonies out of which tenor, Sergey Godin, rises with a lovely, very Russian voice. This is a tremendous piece that passionately rises ever upwards.

Soprano, Evgeniya Tschishikova opens We Hymn Thee (Fragment of the Eucharistic Canon from the Divine Liturgy) to lead the choir forward, bringing some terrific high notes, weaving around the choir before it ends on vocalised bass voices. Soprano, Irina Taraburina rises over a gentle choral line in the quite exquisite The Lord’s Prayer (Our Father) (Hymn from the Divine Liturgy) with a wonderful arch of choral sound over which the soloist glides, often becoming quite passionate. Praise the Name of the Lord (A major) (Hymn from the All-Night Vigil) opens with female voices, soon joined by the male voices who alternate with the text before bringing fine sonorities and weaving a lovely choral tapestry, really soaring at times, filling the large acoustic of the Cathedral.

With Praise the Name of the Lord (D minor) (Hymn from the All-Night Vigil) the choir brings lovely, moderately flowing sonorous texture and harmonies, this choir following all the dynamic shaping of the music beautifully, all layers of voices sounding through the texture. From My Youth (Gradual Antiphon from the All-Night Vigil) is a quieter, gentler, yet moderately flowing work, beautifully written with lovely part writing. This choir finds great sensitivity and there are moments where a little chant is heard.

Nikolai Golovanov (1891-1953) was accepted into the Synodal Academy in Moscow at the age of nine and later taught there. Composing sacred choral works, he did not ingratiate himself with the Soviet authorities, with Stalin describing him as ‘an anti-Soviet phenomenon.’ He later pursued a career as a conductor giving a number of premiere performances, among them, in May 1924, Nikolai Myaskovsky’s (1881-1950) Sixth Symphony.

He Who Closed the Abyss (Kontakion of the Great Saturday from the Midnight Office, Passion Week) rises magically out of the shadows with wonderfully rich, deep colours and harmonies, the deep Russian basses often heard to great effect.

There is a quiet, beautifully blended opening to the Cherubic Hymn (arr. for mixed choir by M. Kotogarov)(Monastery Chant from the Divine Liturgy) this choir using the acoustic to fine effect with basses murmuring under the main body of the choir. There is a gentle rising and falling theme before lifting up in a more stirring, buoyant section midway and finding a beautifully controlled quiet coda.

Alexander Nikolsky (1874-1943) was the son of a Russian Orthodox priest and sang in church choirs from childhood. He was active as a teacher of choral music, music theory, counterpoint, and musical ethnography in a number of educational institutions in Moscow, including the Moscow Synodal School of Church Singing and the Moscow Conservatory as well as the author of numerous articles on choral and church music.

Female voices gently rise in a most lovely theme to open O Gladsome Light (Vesperal Hymn from the All-Night Vigil), soon joined by the other voices, slowly gaining in strength until filling the space wonderfully, finding a terrific glow. There is a quiet moment with an undulating theme before the choir sounds out powerfully and confidently, alternating with the quieter idea until the coda.

We Hymn Thee (Fragment of the Eucharistic Canon from the Divine Liturgy) rises out of the lower voices, full of rich colours and textures and much wonderful atmosphere before rising up to the heights magnificently. It leads through some wonderful passages before falling to the depths. A quite stunning work.

By the age of thirty Pavel Chesnokov (1877-1944) had completed nearly four hundred sacred choral works, but all of this came to a halt at the time of the Russian revolution. To overcome the problem of the ban on the composition of sacred music he composed an additional hundred secular works and conducted secular choirs such as the Moscow Academy Choir and the Bolshoi Theatre Choir.

Cherubic Hymn (from the Divine Liturgy) opens gently, quietly and beautifully with a lovely flow before rising magnificently with wonderfully controlled dynamics, the choir finding every last beauty of this work. They burst out joyfully before the coda to conclude this quite wonderful work.

Rich textures open It Is Meet and Right to Bless You, O Theotokos (Hymn to the Theotokos from the Divine Liturgy) with this choir finding a lovely flow and a subtle forward pulse, rising later in passion before a hushed end.

Alexander Kastalsky (1856-1926) taught piano at the Moscow Synodal School and became assistant precentor of the Moscow Synodal Choir. He became director of both until the school was dissolved and merged with the choral faculty of the Conservatory. The choir was forced to move from sacred to folk repertory for which he wrote over 130 works and established himself as an important composer of the neo-Russian style with an influence on choral composers such as Sergei Rachmaninov (1873-1943), Viktor Kalinnikov (1870-1927), Alexander Grechaninov (1864-1956) and Pavel Chesnokov.

A lone tenor, Sergey Godin opens St Simeon’s Prayer (Hymn from the All-Night Vigil) soon joined by the choir as the tenor continues over them in this lovely undulating, very Russian work, bringing some especially fine choral textures before falling to the basses to conclude.

The choir rise up joyously in the opening of Let God Arise (Paschal Hymn, Eastern Orthodox Resurrection Service) with some lovely use of the acoustic from sections of the choir, rising and falling through some stunning passages to find an upward rising, unresolved coda.

This is a terrific disc of sacred Russian music that deserves to be heard. The engineers have captured the large acoustic of the Cathedral of Christ the Saviour whilst retaining a warmth of sound and detail. The Moscow Patriarch Choir are first rate and have this music is in their blood.

There are excellent booklet notes with translations in English and German. There are beautiful colour photographs of the new cathedral dome and the cathedral in the snow as well as a photograph of the destruction, in 1931, of the old cathedral.