АЛЕКСЕЙ ВУЛЬФОВ: “МИР СТАНОВИТСЯ ЛУЧШЕ, КОГДА МЫ ПОЁМ”.

24.09.2019

Беседа с композитором, членом жюри фестиваля «Песнопения Христианского мира»

Алексей Вульфов: «Мир становится лучше, когда мы поём»

Алексей Борисович, чем вы объясняете неизменный успех концертов Патриаршего хора храма Христа Спасителя под руководством Ильи Толкачева?

– Разумеется, высоким качеством пения – но не только этим. Люди тянутся к хорошему – сознательно или нет, но это происходит. А здесь, на концертах «Песнопений христианского мира», людей встречает одно только хорошее: и музыка, и согласное хоровое пение, и одухотворенные голоса, и светлый настрой, которого так не хватает сегодня в жизни. Здесь добро не только разлито повсюду , оно не только радует, но и вдохновляет людей, они начинают чувствовать сопричастность с происходящим, как бы творить вместе с хором и после концерта выходят чуточку другими. Мир становится лучше, когда мы поем. Кстати, девиз фестиваля так и звучит.

Хоровое пение а капелла вообще очень возвышает – воплощенная в нем идея соборности, братства, вещательной теплоты душевной теплит душу. Даже просто во внешнем торжественном облике большого хора, стоящего на сцене в концертных костюмах (как бы такой певческий иконостас своего рода), уже есть сила добрая – сила согласия вокруг хорошего.

– Такой хор, числом больше 40 певцов, – редкость в наши дни…

– Вы правы, в России совсем их немного – считанное количество. А звучность большого хора – это совсем иной смысл, чем камерного, и слушать такую звучность, да тем более в исполнении первоклассных певцов, многие из которых профессиональные вокалисты, не только удовольствие, но и большая польза для души и, если хотите, тела (как слушание, например, большого колокольного звона). Это звучание утверждающее, проникновенное, это действительно звуковой собор, призывающий к небесам – причем, не только при исполнении духовной, но и светской музыки, если она совершенна.

– Хор исполняет произведения классиков жанра – Чеснокова, Архангельского, Голованова, Гречанинова, Бортнянского. Их музыка действительно звучит особо в большом хоре, да к тому же со столь живыми, «думающими» и чувствующими голосами, как в Патриаршем…

– Вы правы. Когда как в хороших наушниках, на хорошем стерео разрастается вся ширь, все пространство звучности, – является могучесть объема звуковой ткани.  Без этого подобная музыка воспринимается как какая-то задачка по гармонии, нехитрый набор известных аккордов и единообразных интонаций. А на самом деле – это целый свод особой песенной культуры с огромными запасами музыкантских тонкостей и находок.

– Очень важно сегодня, что Патриарший хор не останавливается на классике церковного репертуара, много исполняет произведений не столь знаменитых и классических, но значительных, написанных порой незаслуженно забытыми творцами духовного жанра.

– Да, совершенно верно. Например, в Перми мне довелось присутствовать на потрясающем его концерте духовных произведений композиторов ХХ века. Среди них – и пострадавший в сталинские времена Г. Извеков (расстрелян на бутовском полигоне в 1937 году), и автор государственного гимна СССР и песни «Священная война» А. Александров – по образованию и профессии регент собора в Бологое; и выдающийся музыкант Н.Голованов, сочинявший, помимо дирижирования, оригинальную, глубокую музыку. Вообще с большим трудом можно найти еще хор со столь разнообразным репертуаром и столь большим количеством исполняемой новой и не столь известной музыки, как Патриарший.  Кстати, дирижер хора Илья Борисович Толкачев – автор литургического произведения «Опыт гармонизации обихода» для хора без сопровождения, которое можно смело назвать ступенью в развитии жанра после знаменитых свиридовских «Песнопений и молитв». Достойная, большая премьера еще ждет это выдающееся, своего рода уникальное произведение наших дней.

– Патриарший фестиваль «Песнопения христианского мира» как общественное явление, насколько я знаю, выходит за рамки сугубо церковной культуры.

– Да, эти фестивали становятся народными, а не только концертными. Довелось быть на Рождественском VI благотворительном гала-концерте фестиваля 11 января 2019 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве. Какая же это была отрада!

Участниками концерта стали лауреаты проведенного накануне отборочного конкурса в Перми и во Владимире детские и юношеские фольклорные и хоровые коллективы. В Перми таких было представлено на конкурс 19, во Владимире – 20, причем не только из Владимира, но и из Коврова, и из Юрьева-Польского. Представляете, какая работа ведется в этой области! А ведь подобное есть в каждом большом российском городе.

– Патриарший фестиваль дает возможность оказаться и на столичной сцене кафедрального собора страны истинным юным талантам. Надо ли говорить, какой это для них стимул и завет на будущее!

– Хорошо сказал об этом Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Вокруг фестиваля собрались люди, заинтересованные в том, чтобы наши молодые сограждане знали свою великую историю и высокое искусство». И каждый раз получается не концерт, а какое-то навсегда запоминающееся действо. Так, Рождественский концерт прошел в великолепных национальных костюмах и строгой академической концертной одежде. Пропеты были жизнерадостные канты, западноевропейские образцы рождественской музыки и дивные неугасимые колядки. Просто нельзя было слушать без волнения это стройное многоголосие, не из теперешнего мира согласие звуков и сердец. И как все аккуратно, добротно исполнено, какие красивые костюмы! Это девичье согласие созвучий возле вертепа ансамбля «Уралочка» из Перми (руководитель Л. Белецкая), этот прекрасный пафос христианского гимна XVI века «Gaudete» в звучании хора Владимирской детской школы искусств №2 имени С.С. Прокофьева (Н. Криницына), этот превосходный финал отделения с песней-гимном «Подарил Боженька» в обработке М.Медведевой Владимирского областного колледжа имени А.П. Бородина (руководитель О. Козырева) – все это настоящая, никаким тленом не тронутая песенная культура, да еще и в молодых голосах, которыми великий Валерий Гаврилин призывал петь «старую песню».  А пение Патриаршего хора во втором отделении, открывшееся музыкой Г. Свиридова «О Всепетая Мати» из «Песнопений и молитв», где исполнена была среди сочинений современных авторов, включая В. Довганя и А. Вискова, и колядка «А в Иерусалиме» недавно ушедшего замечательного композитора И. Вишневского как дань его памяти – это настоящее национальное достояние, родник хорового творчества.  Честь и хвала таким знаменосцам, благодаря которым люди могут убедиться сегодня в том, что национальное искусство в России живо и составляет самобытную и благодатную часть современной культуры.

Кстати, с 1 сентября по 30 ноября открыт прием заявок на участие в VII ежегодном конкурсе «Рождественские песни народов мира» Патриаршего международного фестиваля «Песнопения Христианского мира». Конкурс проводится в заочной форме и в форме очного регионального отборочного тура. Сроки подачи заявки на участие в очном этапе конкурса: с 01.09. по 05.11.2019 года. А региональный отборочный тур конкурса «Рождественские песни народов мира», мастер-классы и благотворительный концерт Патриаршего хора пройдут во Пскове 15-16 ноября 2019 г. В этом году реализация творческого проекта осуществляется в рамках федерального проекта «Творческие люди» Национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Так что ждем таланты!

Беседу вела Мария Максимова

Специально для «Столетия»